Среда, 15.05.2024, 17:29
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ ООШ с. Новосильское

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Введение 5-дневной учебной недели в общеобразовательной организации:
Всего ответов: 19
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Тема: Устойчивые сочетания слов


Тема: Устойчивые сочетания слов

Педагогическая цель: ознакомление с устойчивыми сочетаниями слов

Задачи: углубить представление о наличии в русском языке особого рода словосочетаний - устойчивых выражений, смысл которых не определяется значениями входящих в них слов;

упражнять в установлении значений фразеологизмов (с использованием фразеологических словарей), в синонимической замене одним словом или сочетанием слов, в нахождении рифмы, в употреблении фразеологизмов в речи

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся: раскрывать смысл фразеологизмов, уместно употреблять их в речи, выявлять экспрессию и образность русских устойчивых выражений.

Личностные: выражают положительное  отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; выстраивают добрые отношения в учебном коллективе;

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: формулируют вместе с учителем учебную задачу и планируют её выполнение; адекватно оценивают правильность выполнения своих учебных действий.

Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы; научатся находить, сравнивать, классифицировать устойчивые сочетания слов.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Оборудование и материалы: учебник Л.Я.Желтовской " Русский язык", интерактивный комплекс, словарь фразеологизмов, карточки с заданиями, сигнальные фонарики.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Приветствие детей, настрой на урок.

Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Я желаю сегодня вам удачи на уроке, хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

А что вы хотите пожелать мне?

Глубоко вдохните, выдохните...Выдохните вчерашние обиду, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту осеннего дня, чистоту рек, тепло солнечных лучей.

Добро пожаловать в необыкновенную страну, которая  владеет несметными сокровищами и щедро одарит того, кто станет дорогим и желанным гостем.

2. Актуализация знаний.

2.1.   Минутка красивого письма.

Письмо заглавных букв: Ф Р А З Е О Л О Г И Я

Вспомните написание основных элементов "Письма с секретом"

2.2. Собрать из слов предложение:

С малой удачи начинается большой  успех.

Запишите предложение.

2.3. Прочитайте хором предложение.

-При написании какого слова нужно сопоставить нормы произношения и нормы правописания?

-Из каких словосочетаний построено предложение?

-Какое из сочетаний слов может стать основой предложения - главными членами?

-Почему это сочетание нельзя назвать словосочетанием?

-Какие средства языка нам помогают называть, а какие выражать мысли и чувства?

Учитель:

-В середине прошлого века лингвисты называли словосочетание "распространённым словом".

Однако в современном мире преобладает взгляд на словосочетание как синтаксическую единицу, особо построенную.

3. Целеполагание, мотивация, определение темы.

- О герое какой сказки говорится в четверостишии?

Колотил да колотил

По тарелке носом.

Ничего не проглотил

И остался с носом.

-Назовите словосочетания с выделенным словом. Какое значение имеет каждое словосочетание?

Значение какого из них нужно уточнить?

Учитель: В русском языке есть много устойчивых сочетаний слов, смысл которых не определяется значениями входящих в них слов.

Введение понятия (с термином)

-Для того чтобы узнать название страны, нужно прочитать слово из букв, которые вы написали в тетрадях.(Страна Фразеология)

-Как зовут жителей этой страны?(Фразеологизмы)

-Назовите тему и цель нашего урока

Тема урока: Устойчивые сочетания слов.

4. Постановка исследовательской задачи.

Проблемные вопросы:

Зачем нам нужны фразеологизмы?

Откуда они к нам пришли?

Есть ли у фразеологизмов синонимы и антонимы?

5.Прогнозирование результатов по заявленным целям обучения.

-А задумывались ли вы над вопросом: Как же так получается: знаний всем дают одинаково, а получают все по- разному. Причин, наверное, может быть  много, я вам предлагаю разобраться с одной из них.

-Я раздам вам таблички в которых записаны желания (цели) трёх учеников.

Обсудите в паре и ответьте на вопросы.

1) Какой багаж знаний по русскому языку получит каждый учащийся, если его цель осуществится?

2) Какой из них вам кажется значительным?

Желания(цели) учеников

Багаж  знаний

1)Запомнить как можно больше фразеологизмов

 

2) Нет цели

 

3) Понять новый материал и научиться его применять.

 

 

Работа в паре. Выполнение заданий.

Какое слово в карточке вам непонятно? К какому словарю мы обратимся, чтобы уточнить значение слова?

Багаж – 1) упакованные для отправки вещи, груз пассажиров; 2) перен. О запасе знаний.

Общее обсуждение в классе.

Учитель:

-Много выученных фразеологизмов  как "груда осенних листьев", среди которых трудно найти то, что нужно именно сейчас.

Понимать и умение применять  говорит о том, что знания, "как в библиотеке" лежат на нужных полочках, их можно взять и использовать.

6.Организация деятельности учащихся по усвоению новых знаний

6.1 Работа с инвариантной частью учебника

Упр.69

-Значения каких устойчивых сочетаний передал в рисунках художник - иностранец?

Запишите выражения и их "перевод".

Водить за нос - обманывать;

Утереть нос - обойти (опередить) кого  - то;

Смотреть сквозь пальцы - намеренно не обращать внимания на что - либо.

Информационный поиск: самопроверка по словарю.

Оценка результата своей деятельности ("зажги" светофор)

7. Мини - исследование: Откуда к нам пришли фразеологизмы?

7.1 Диалог

-Зима на носу.

-Да, скоро белые мухи полетят.

7.2 Город мастеров

-Мы пришли с вами в город мастеров. Здесь в каждом домике живут фразеологизмы, возникшие в устной речи людей разных профессий.

Работа с интерактивной доской

Деление на группы:

Столяр                                     Портной                        Повар

(Топорная работа; без сучка, без задоринки; снять стружку; разделать под орех; на один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь, один раз отрежь; шито белыми нитками, калачом не заманишь, заварить кашу, толочь воду в ступе)

-Назовите основание для деления. (Профессия)

7.3 Работа по учебнику

Самостоятельная работа. Упр. 70  "Доскажи словечко"

Задание по выбору

Информационный поиск:  Уточните значения устойчивых сочетаний в словаре.

Оценка результата своей деятельности ("зажги" светофор)

 

 

 -Скажите, ребята, мы можем теперь ответить на вопрос: Откуда пришли к нам фразеологизмы?

(Из  разговорно - бытовой речи, из речи людей разных профессий, из художественной литературы)

8. Игра «Угадай-ка»

Жители страны Фразеология предлагают вам по картинкам угадать фразеологизмы.

9. Посёлок  синонимов и антонимов.  

- Есть ли у фразеологизмов синонимы и антонимы?

- Найти к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное  в правой.

Лясы точить;                                                       Не покладая рук;

Держать ухо востро;                                           Держать язык за зубами;

Сидеть, сложа руки;                                            Воды в рот набрать;

Кричать во всю Ивановскую;                             Ворон считать;

На чужой шее сидеть;                                          Своим горбом жить;

От рук отбиться;                                                  Держать в ежовых рукавицах;

10. Работа по учебнику.

Найти записать смысловую пару к устойчивым выражениям. Упр. 71

 11. Тесты.

                                                     Б.1

Какой из фразеологизмов означает «метко, точно»?

А. Не в бровь, а в глаз;

Б. Внести свою лепту;

В. Дело в шляпе;

Г. Не мытьём, так катаньем;

                                                   Б.2

Какой из фразеологизмов означает « неожиданно»?

А. Отложить в долгий ящик;

Б. Гнаться за длинным рублём;

В. Игра не стоит свеч;

Г. Как снег на голову;

                                                Б.3

Какой из фразеологизмов означает « тесно»?

А. Остаться с носом;

Б. Играть на нервах;

В. Как селёдки в бочке;

Г. Банану негде упасть;

                                                 Б.4

Какой из фразеологизмов означает « опытный»?

А. Козёл отпущения;

Б. Стреляный воробей;

В. Важная птица;

Г. Семь пятниц на неделе;

Вывод:  К фразеологизмам можно подобрать слова - синонимы и антонимы.

11.Сбор информации о том, что известно и актуализация важности изученного.

Какие фразеологизмы вы  знаете?

Работа с фразеологическим словарём.

Упр.73 Интеллектуальный марафон

12. Подведение итогов урока.

Организовать рефлексивное обсуждение результатов работы.

- Как вы можете оценить «багаж своих знаний»?

- Что помогла понять вам работа на этом уроке?

Оцени свою работу

1.     Я переливала из пустого в порожнее.

2.     Я устала и вышла из себя.

3.     Я работала не покладая рук.

4.     Я устала, но взяла себя в руки.

5.     Я смотрела на работу класса в оба глаза.

Учитель:

 - Не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук.

-  И хоть к концу урока вы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу.

- И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы.

Домашнее задание:

Перед вами «груда осенних листьев» на которых написаны  устойчивые сочетания слов. Я предлагаю вам написать предложения или связный текст, используя эти фразеологизмы.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: pjkjnjq (10.11.2013)
Просмотров: 4939 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz