Матвеева Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы. Образование высшее. Стаж работы 6 лет.
Открытый урок в 10 классе
ТЕМА: "СТРОЕНИЕ ТЕКСТА. АБЗАЦ."
Цель урока: продолжение изучения раздела «Текст и его
строение»
Задачи:- образовательная: обобщить и углубить знания учащихся о строении
текста и строении абзаца, роли абзаца в тексте, логике выделения абзацев;
- развивающая:
совершенствовать умения речеведческого анализа текста, выделения в тексте
абзацев, определения их микротем; развитие монологической речи учащихся.
- воспитательная:
воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к чтению художественной
литературы;
Тип урока: обобщение и
углубление полученных знаний, совершенствование умений и навыков.
Форма урока:
интегрированный (русский язык + литература).
Оборудование: доска, мел,
учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили
речи. 10-11 классы; дидактический материал (фрагменты художественных
произведений); компьютер, проектор, презентация.
Ход урока
II.
Вступительное слово учителя.
Сообщение
темы урока, его целей, постановка задач.
III. Повторение ранее изученного
материала о тексте, его признаках. Проверка домашнего задания.
1.
Опрос:
- Что такое текст? (Текст – это произведение
речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной
последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.)
- Назовите основными признаки текста.
(Тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической
связи между частями (цепная, параллельная); смысловая цельность, относительная
законченность.)
- Текст может состоять из одного абзаца,
а может быть статьей, книгой. Может ли
текст состоять из одного предложения? (Текст может состоять из одного
предложения: пословицы, поговорки, афоризмы)
- Назовите способы связи между
предложениями. (Цепная (последовательная) и параллельная)
- Расскажите о цепной (последовательной)
связи. (Цепная (последовательная)
связь отражает последовательное развитие мысли, действия или события. В текстах
с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и
словосочетаниями предшествующего предложения; предложения как бы соединяются
цепью между собой. Цепная связь предложений текста обусловлена чередованием
«данного» и «нового». «Новое» в каждом предшествующем предложении становится
«данным» для следующего предложения.
Другими
словами можно сказать, что то связь второго предложения с первым, третьего со
вторым и т. д..)
- Назовите средства цепной связи.
(Средствами цепной связи обычно являются повтор, синонимические замены,
местоимения, союзы, семантические соответствия и ассоциации.)
- Докажем это на примере отрывка из рассказа И.С. Тургенева
«Уездный лекарь»:
Однажды осенью, на возвратном пути с
отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в
уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный
лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне
обычное потогонное, велел приставить горчичник, весьма ловко запустил себе под
обшлаг пятирублёвую бумажку, причём, однако, сухо кашлянул и глянул в сторону,
и уже совсем было собрался отправиться восвояси, да как-то разговорился и
остался.
- Расскажите о параллельной связи. При
параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или
противопоставляются. Параллельная связь основывается на параллельных, т.е.
одинаковых или похожих по структуре предложениях, в которых обычно
употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые.
Во многих текстах с параллельной связью
первое предложение становится «данным» для всех последующих, которые
конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении (при этом
«данное» во всех предложениях, кроме первого, оказывается одинаковым).
- Назовите основные средства параллельной
связи. (Основными средствами параллельной связи являются: синтаксический
параллелизм, вводные слова, наречия места и времени.)
-
Докажите это на примере отрывка из
рассказа И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч», в котором автор даёт
сопоставительную характеристику своим героям:
Оба приятеля нисколько не походили друг
на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная
голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов,
романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность,
то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями;
Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое семейство,
покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, которой он боялся, а
детей и не бывало и вовсе. Хорь насквозь видел г-на Полутыкина; Калиныч
благоговел перед своим господином. Хорь любил Калиныча и оказывал ему
покровительство; Калиныч любил и уважал Хоря... Хорь говорил мало, посмеивался
и разумел про себя; Калиныч объяснялся с жаром, хотя и не пел соловьём, как
бойкий фабричный человек...
-
Наиболее типичной для текстов с параллельной связью является следующая
структура. Сначала следует зачин, содержащий мысль-тезис всего текста. Затем
следует серия предложений, раскрывающих эту мысль.
IV. Лингвистическая разминка.
1. Диктант.
Иногда
срывался шквал… Дом скрипел, сами собой открывались и захлопывались двери, на
разные голоса пели печные трубы, и бродячие псы, ночевавшие на веранде,
начинали скулить от страха.
А утром все
так же ревело седое и мглистое море и вдали взлетали и окунались в воду доски,
бревна и вырванные с корнем деревья. (К. Паустовский.)
- Объясните
расстановку знаков препинания. Составьте схему второго предложения. [ - =], [=
и = -], [= -], и [-, прич.оборот, =] (Обособленное
согласованное определение, выраженное причастным оборотом. Так как оно стоит
после определяемого слова, то обособляется.)
- Почему в
третьем предложении перед вторым союзом и не ставится запятая? (Имеется общий
второстепенный член предложения: А
утром…вдали…)
2. Выполните морфологический разбор слова
вырванные.
Вырванные – причастие,
признак по действию.
II. Н.ф. – вырванный.
Пост. признаки – страдательное,
прош.вр., сов.в.; непост. признаки – полная форма, им. п., мн. ч.
III. Какие? деревья вырванные
- Докажите,
что данная группа предложений является тестом.
- Из скольких
абзацев состоит текст?
- Что такое
абзац?
V. Углубление теоретических
знаний об абзаце с помощью статьи учебника.
1. Строение
текста.
В тексте
определяется его тема. Текст складывается из микротекстов – абзацев, в каждом
из которых раскрывается определённая микротема.
Таким образом,
микротема – это наименьшая составная часть общей темы, а часть текста, в
которой раскрывается микротема, называется микротекстом. Вокруг микротемы
группируются предложения, составляющие часть текста – абзац.
Слово «абзац» имеет два значения:
1) отступ в начале строки, красная строка;
2) часть текста между двумя такими отступами.
Вопрос ученикам: Какое именно
значение слова «абзац» представляет для нас сейчас главный интерес?
Запись
в тетради: абзац – это часть
текста, связанная смысловым единством и выделенная отступом первой строчки.
Абзац служит
для выделения микротемы, для перехода от одной микротемы к другой. Предложения
в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически. Каждый новый
абзац отражает тот или иной этап в развитии действия, ту или иную характерную
особенность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в
рассуждении, доказательстве.
- Можно ли
услышать абзац? (В устной речи абзац
обозначается более глубокий паузой по сравнению с паузами между предложениями.
Абзац имеет определённую композицию.)
2. Строение
абзаца.
Части текста
имеют свои правила построения, по определённым правилам строится и абзац. Если абзац
состоит не из одного предложения, то в нём выделяются абзацный зачин и
комментирующая часть.
Абзацный зачин
– основная часть абзаца, первое его предложение, в котором заключено наиболее
важное его содержание.
Все
последующие предложения абзаца – комментирующая часть, которая раскрывает,
разъясняет, комментирует то, что заключено в первом предложении.
Основные фразы
абзацев (абзацные зачины) текста должны быть логически однородными, взаимно
связанными и в совокупности своей составлять единое целое. Если в зачинах
такого единства не получается, значит, абзацы построены неправильно или же
неправильно определены их границы.
VI. Закрепление знаний. Текущий контроль
знаний. Отработка умений и навыков. (Коллективная практическая работа –
речеведческий анализ текста)
1.
Выполнить упражнение 290.
№ |
Абзацный зачин |
Комментирующая часть |
1 |
Базарову становилось хуже с
каждым часом; болезнь приняла быстрый ход, что обыкновенно случается при
хирургических отравах. |
Он еще не потерял памяти и
понимал, что ему говорили (...) Тимофеич отправился к Одинцовой. |
2. |
Ночь была нехороша для
Базарова. |
Жесткий жар мучил его (...)
Василий Иванович оживился немного. |
3. |
Перемена к лучшему продолжалась
недолго. |
Приступы болезни возобновились
(...) Он несколько раз собирался говорить - и не мог. |
Если сделать
абзац, начиная с этого предложения, то нарушится логическое единство. Такой
абзац неправомерен.
Анализ
текста по предложенному плану.
1) Доказать, что данный отрывок
можно назвать текстом. (Все предложения в тексте стоят в определенной порядке и
связаны друг с другом грамматически, относительная законченность, текст делится
на абзацы, предложения.)
2) Сопоставить тему и содержание
текста, подобрать название.
3) Определить микротему каждого
абзаца, объяснить логику выделения абзацев, проследив за развитием мысли
автора.
4) Сделать выводы о строении
абзацев, найти абзацные зачины и комментирующие части.
2. Работа с
текстом.
«Каждый раз весна приходит не
такой, как в прошлом году, и никогда одна весна не бывает точно такой, как другая,
- писал М. Пришвин. И действительно, из года в год с непонятным волнением ждём
мы пробуждения природы. В лесу ещё лежит снег, но приметы весны всё заметнее.
Из ослепительно белого снег превращается в грязно-серый, падавшие в течение
зимы кусочки коры, мелкие веточки, остатки от раздолбленных дятлом шишек не
маскируются новыми снегопадами. Вот уже пронизанный солнечным светом весенний
лес становится бледно-золотистым: ещё до появления листьев зацветает ольха.
Из-за обилия крупных серёжек - мужских цветков - крона ольхи приобретает
рыжеватый оттенок. Женские цветки размещаются на концах тонких веточек, и они
значительно мельче. Плотные кожистые мужские серёжки образовались ещё прошлым
летом и не были заметны среди листвы. Они перенесли суровые морозы, но,
согретые лучами весеннего солнца, быстро увеличились в объёме и начали «пылить».
Почти в то же время, что и ольха, зацветают кусты лещины - орешника. В течение
всей зимы мужские серёжки с вполне сформировавшимися цветками висят на ветках и
переносят самые сильные морозы. Женские цветки скрыты в почках и становятся
заметнее только весной, когда из чешуек появляются пурпурные кисточки рылец. В
тёплую погоду серёжки растрескиваются, и стерженьки, на которых сидят цветки,
растут прямо на глазах. Лещина, как и ольха, опыляется ветром.
(По материалам журнала «Наука и жизнь»
- Определите тему текста.
- Разделите текст на абзацы,
объяснить логику выделения абзацев, проследив за развитием мысли автора.
- Найти абзацные зачины и
комментирующие части.
- Определить микротему каждого
абзаца.
3. Озаглавьте текст. Определите
тему и идею текста. Разделите текст на абзацы.
В
представлении многих Ломоносов, совсем мальчик, сын темного поморского рыбака
из бедной, затерянной в снегах деревеньки, вдруг бросает все и пешком идет в
Москву учиться. Все так и не так. Во-первых, это был совсем не мальчик. В
Москву отправился 19-летний, по существу, взрослый парень, завидный жених,
широкоплечий силач, который с десяти лет ходил в море и был дублен самыми злыми
северными ветрами. Во-вторых, в Москву отправился не сын бедного темного
помора, а единственный наследник человека, для своих мест если не богатого, то
весьма обеспеченного, пользующегося и авторитетом, и известностью. И наконец, в
Москву пришел вовсе не неуч, слепо, как росток к солнцу, тянувшийся к знаниям,
а юноша, уже прикоснувшийся к науке своего времени, уже сделавший первый жадный
глоток из чаши истины, понявший, что жажду эту побороть он в себе теперь не в силах,
и с немалыми сомнениями и колебаниями решивший идти в Москву, точно зная, что
лишь там он сможет утолить эту жажду. Таким образом, явление Ломоносова в
Москву - это не некая игра судьбы, не случайность внезапного озарения, а
неизмеримо более серьезное отражение сложного духовного процесса человека с уже
сложившимся характером.
(Я. К. Голованов)
4.
Работа с текстом.
Ночь была
августовская, звездная, но темная. Оттого что раньше я никогда в жизни не
находился при такой исключительной обстановке, в какую попал случайно теперь,
эта звездная ночь казалась мне глухой, неприветливой и темнее, чем она была на
самом деле. Я был на линии железной дороги, которая еще только строилась.
Высокая, наполовину готовая насыпь, кучи песку, глины и щебня, бараки, ямы,
разбросанные кое-где тачки, плоские возвышения над землянками, в которых жили
рабочие, - весь этот ералаш, выкрашенный потемками в один цвет, придавал земле
какую-то странную, дикую физиономию, напоминавшую о временах хаоса. Во всем,
что лежало передо мной, было до того мало порядка, что среди безобразно
изрытой, ни на что не похожей земли как-то странно было видеть силуэты людей и
стройные телеграфные столбы; те и другие портили ансамбль картины и казались не
от мира сего. Было тихо, и только слышалось, как над нашими головами, где-то
очень высоко, телеграф гудел свою скучную песню
(А.
Чехов, рассказ «Огни»).
- Как вы думаете, каково назначение
абзаца? (Основное назначение абзаца - расчленение
текста с целью выделения его компонентов, что, безусловно, облегчает восприятие
сообщения, так как дает некоторую «передышку» при чтении.)
- Этот отрывок легко поддается
членению на три части. Но автор не делает этого. Почему? (Так как для него
здесь важна не событийная сторона происходящего, а эмоциональная. Сила
воздействия нерасчлененного на абзацы текста заключается в том, чтобы создать
настроение - грустное настроение человека, оставшегося один на один с природой,
которая кажется ему грандиозной, а сам он… маленьким и безвестным.)
VI. Итог урока.
Домашнее задание. Работа
по карточкам. Разделить текст на абзацы, вставить пропущенные буквы.
Тютчев по справедливости считается мастером
"пейзажа в стихах”. Но сравнительно редко пейзаж даётся поэтом сам по себе.
Поэту в высокой степени доступна передача эмоц…онального ощущения вызываемого в
человеке явлениями внешнего мира. Именно поэтому каждую весну Л.Н.Толстой
повторял тютчевские строфы Как н… гнетёт рука судьбины…, а Некрасов писал по
поводу стихотворения "Весенние воды” Читая их чу…ствуеш… весну когда сам н…
знаеш… почему делается весело и легко на душе как будто несколько лет свалилось
долой с плеч … . Гораздо чаще образы природы служат поэту для вопл…щения его
дум о человеке. Нередко двойной смысл стихотворения – прямой, связа…ый с миром
природы, и переносный, ин…сказательный, связа…ый с внутре…им миром человека, -
подчёркивается самой к…мпозицией. Так например в стихотворени… "Поток сгустился
и тускнеет…” образ застывшего "под твёрдым льдом” потока на дне которого
продолжает журчать ключ переносится во второй строфе на "убитую хладом бытия”
человеческую душу "подо льдистой корой” которой по-прежнему бьются жизне…ые
силы. В других стихотворениях оба плана настолько слиты друг с другом, что
сост…вляют единое целое ("В душном воздухе молчанье…”. "Дума за думой, волна за
волной…”). В некоторых же случ…ях, когда на первый взгляд Тютчев даёт только
эмоц…онально окраше…ый "пейзаж в стихах” ("Что ты клонишь над водами…”, "Обвеян
вещею дремотой…”), аналогии с человеком н…вольно возникают в сознании…
читателя.
скачать можно здесь