Понедельник, 21.07.2025, 06:14
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ ООШ с. Новосильское

Меню сайта
Наш опрос
Если какие-либо внеклассные мероприятия в школе будут проходить в субботу, то
Всего ответов: 13
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Из опыта работы Матвеевой Ольги Васильевны

    

 Матвеева Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы. Образование высшее. Стаж работы 6 лет.


Открытый урок в 10 классе

ТЕМА: "СТРОЕНИЕ ТЕКСТА. АБЗАЦ."

Цель урока: продолжение изучения раздела «Текст и его строение»

Задачи:- образовательная:  обобщить и углубить знания учащихся о строении текста и строении абзаца, роли абзаца в тексте, логике выделения абзацев;

 - развивающая: совершенствовать умения речеведческого анализа текста, выделения в тексте абзацев, определения их микротем; развитие монологической речи учащихся.

 - воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к чтению художественной литературы;

Тип урока: обобщение и углубление полученных знаний, совершенствование умений и навыков.

Форма урока: интегрированный (русский язык + литература).

Оборудование: доска, мел, учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы; дидактический материал (фрагменты художественных произведений); компьютер, проектор, презентация.

                                                             Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

            Сообщение темы урока, его целей, постановка задач.

III. Повторение ранее изученного материала о тексте, его признаках. Проверка домашнего задания.

            1. Опрос:

- Что такое текст? (Текст – это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.)

- Назовите основными признаки текста. (Тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная); смысловая цельность, относительная законченность.)

- Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, книгой. Может ли текст состоять из одного предложения? (Текст может состоять из одного предложения: пословицы, поговорки, афоризмы)

- Назовите способы связи между предложениями. (Цепная (последовательная) и параллельная)

- Расскажите о цепной (последовательной) связи.  (Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия или события. В текстах с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и словосочетаниями предшествующего предложения; предложения как бы соединяются цепью между собой. Цепная связь предложений текста обусловлена чередованием «данного» и «нового». «Новое» в каждом предшествующем предложении становится «данным» для следующего предложения.

Другими словами можно сказать, что то связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д..)

- Назовите средства цепной связи. (Средствами цепной связи обычно являются повтор, синонимические замены, местоимения, союзы, семантические соответствия и ассоциации.)

- Докажем это  на примере отрывка из рассказа И.С. Тургенева «Уездный лекарь»:

        Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник, весьма ловко запустил себе под обшлаг пятирублёвую бумажку, причём, однако, сухо кашлянул и глянул в сторону, и уже совсем было собрался отправиться восвояси, да как-то разговорился и остался.

- Расскажите о параллельной связи. При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на параллельных, т.е. одинаковых или похожих по структуре предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые.

      Во многих текстах с параллельной связью первое предложение становится «данным» для всех последующих, которые конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении (при этом «данное» во всех предложениях, кроме первого, оказывается одинаковым).

            - Назовите основные средства параллельной связи. (Основными средствами параллельной связи являются: синтаксический параллелизм, вводные слова, наречия места и времени.)

            - Докажите это на примере отрывка из рассказа И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч», в котором автор даёт сопоставительную характеристику своим героям:

        Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало и вовсе. Хорь насквозь видел г-на Полутыкина; Калиныч благоговел перед своим господином. Хорь любил Калиныча и оказывал ему покровительство; Калиныч любил и уважал Хоря... Хорь говорил мало, посмеивался и разумел про себя; Калиныч объяснялся с жаром, хотя и не пел соловьём, как бойкий фабричный человек...

            - Наиболее типичной для текстов с параллельной связью является следующая структура. Сначала следует зачин, содержащий мысль-тезис всего текста. Затем следует серия предложений, раскрывающих эту мысль.

 

IV. Лингвистическая разминка.

1. Диктант.

Иногда срывался шквал… Дом скрипел, сами собой открывались и захлопывались двери, на разные голоса пели печные трубы, и бродячие псы, ночевавшие на веранде, начинали скулить от страха.

А утром все так же ревело седое и мглистое море и вдали взлетали и окунались в воду доски, бревна и вырванные с корнем деревья. (К. Паустовский.)

- Объясните расстановку знаков препинания. Составьте схему второго предложения. [ - =], [= и = -], [= -], и [-, прич.оборот, =] (Обособленное согласованное определение, выраженное причастным оборотом. Так как оно стоит после определяемого слова, то обособляется.)

- Почему в третьем предложении перед вторым союзом и не ставится запятая? (Имеется общий второстепенный член предложения: А утром…вдали…)

            2. Выполните морфологический разбор слова вырванные.

Вырванные – причастие, признак по действию.

I. Деревья (какие?) вырванные.

II. Н.ф. – вырванный.

Пост. признаки – страдательное, прош.вр., сов.в.; непост. признаки – полная форма, им. п., мн. ч.

III. Какие? деревья вырванные

- Докажите, что данная группа предложений является тестом.

- Из скольких абзацев состоит текст?

- Что такое абзац?

V. Углубление теоретических знаний об абзаце с помощью статьи учебника.

1. Строение текста.

В тексте определяется его тема. Текст складывается из микротекстов – абзацев, в каждом из которых раскрывается определённая микротема.

Таким образом, микротема – это наименьшая составная часть общей темы, а часть текста, в которой раскрывается микротема, называется микротекстом. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста – абзац.

 

Слово «абзац» имеет два значения: 1) отступ в начале строки, красная строка;

                                                 2) часть текста между двумя такими отступами.

Вопрос ученикам: Какое именно значение слова «абзац» представляет для нас сейчас главный интерес?

Запись в тетради: абзац – это часть текста, связанная смысловым единством и выделенная отступом первой строчки.

Абзац служит для выделения микротемы, для перехода от одной микротемы к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически. Каждый новый абзац отражает тот или иной этап в развитии действия, ту или иную характерную особенность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, доказательстве.

- Можно ли услышать абзац? (В устной речи абзац обозначается более глубокий паузой по сравнению с паузами между предложениями. Абзац имеет определённую композицию.)

2. Строение абзаца.

Части текста имеют свои правила построения, по определённым правилам строится и абзац. Если абзац состоит не из одного предложения, то в нём выделяются абзацный зачин и комментирующая часть.

Абзацный зачин – основная часть абзаца, первое его предложение, в котором заключено наиболее важное его содержание.

Все последующие предложения абзаца – комментирующая часть, которая раскрывает, разъясняет, комментирует то, что заключено в первом предложении.

Основные фразы абзацев (абзацные зачины) текста должны быть логически однородными, взаимно связанными и в совокупности своей составлять единое целое. Если в зачинах такого единства не получается, значит, абзацы построены неправильно или же неправильно определены их границы.

 

VI. Закрепление знаний. Текущий контроль знаний. Отработка умений и навыков. (Коллективная практическая работа – речеведческий анализ текста)

            1. Выполнить упражнение 290.

Абзацный зачин

Комментирующая часть

 

1

Базарову становилось хуже с каждым часом; болезнь приняла быстрый ход, что обыкновенно случается при хирургических отравах.

Он еще не потерял памяти и понимал, что ему говорили (...) Тимофеич отправился к Одинцовой.

2.

Ночь была нехороша для Базарова.

Жесткий жар мучил его (...) Василий Иванович оживился немного.

3.

Перемена к лучшему продолжалась недолго.

 

Приступы болезни возобновились (...) Он несколько раз собирался говорить - и не мог.

Если сделать абзац, начиная с этого предложения, то нарушится логическое единство. Такой абзац неправомерен.

Анализ текста по предложенному плану.

1) Доказать, что данный отрывок можно назвать текстом. (Все предложения в тексте стоят в определенной порядке и связаны друг с другом грамматически, относительная законченность, текст делится на абзацы, предложения.)

2) Сопоставить тему и содержание текста, подобрать название.

3) Определить микротему каждого абзаца, объяснить логику выделения абзацев, проследив за развитием мысли автора.

4) Сделать выводы о строении абзацев, найти абзацные зачины и комментирующие части.

 

2. Работа с текстом.

«Каждый раз весна приходит не такой, как в прошлом году, и никогда одна весна не бывает точно такой, как другая, - писал М. Пришвин. И действительно, из года в год с непонятным волнением ждём мы пробуждения природы. В лесу ещё лежит снег, но приметы весны всё заметнее. Из ослепительно белого снег превращается в грязно-серый, падавшие в течение зимы кусочки коры, мелкие веточки, остатки от раздолбленных дятлом шишек не маскируются новыми снегопадами. Вот уже пронизанный солнечным светом весенний лес становится бледно-золотистым: ещё до появления листьев зацветает ольха. Из-за обилия крупных серёжек - мужских цветков - крона ольхи приобретает рыжеватый оттенок. Женские цветки размещаются на концах тонких веточек, и они значительно мельче. Плотные кожистые мужские серёжки образовались ещё прошлым летом и не были заметны среди листвы. Они перенесли суровые морозы, но, согретые лучами весеннего солнца, быстро увеличились в объёме и начали «пылить». Почти в то же время, что и ольха, зацветают кусты лещины - орешника. В течение всей зимы мужские серёжки с вполне сформировавшимися цветками висят на ветках и переносят самые сильные морозы. Женские цветки скрыты в почках и становятся заметнее только весной, когда из чешуек появляются пурпурные кисточки рылец. В тёплую погоду серёжки растрескиваются, и стерженьки, на которых сидят цветки, растут прямо на глазах. Лещина, как и ольха, опыляется ветром.

                                                            (По материалам журнала «Наука и жизнь»

- Определите тему текста.

- Разделите текст на абзацы, объяснить логику выделения абзацев, проследив за развитием мысли автора.

- Найти абзацные зачины и комментирующие части.

- Определить микротему каждого абзаца.

 

3. Озаглавьте текст. Определите тему и идею текста. Разделите текст на абзацы.

В представлении многих Ломоносов, совсем мальчик, сын темного поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, вдруг бросает все и пешком идет в Москву учиться. Все так и не так. Во-первых, это был совсем не мальчик. В Москву отправился 19-летний, по существу, взрослый парень, завидный жених, широкоплечий силач, который с десяти лет ходил в море и был дублен самыми злыми северными ветрами. Во-вторых, в Москву отправился не сын бедного темного помора, а единственный наследник человека, для своих мест если не богатого, то весьма обеспеченного, пользующегося и авторитетом, и известностью. И наконец, в Москву пришел вовсе не неуч, слепо, как росток к солнцу, тянувшийся к знаниям, а юноша, уже прикоснувшийся к науке своего времени, уже сделавший первый жадный глоток из чаши истины, понявший, что жажду эту побороть он в себе теперь не в силах, и с немалыми сомнениями и колебаниями решивший идти в Москву, точно зная, что лишь там он сможет утолить эту жажду. Таким образом, явление Ломоносова в Москву - это не некая игра судьбы, не случайность внезапного озарения, а неизмеримо более серьезное отражение сложного духовного процесса человека с уже сложившимся характером.

                                                                                                             (Я. К. Голованов)

 

            4.  Работа с текстом.

Ночь была августовская, звездная, но темная. Оттого что раньше я никогда в жизни не находился при такой исключительной обстановке, в какую попал случайно теперь, эта звездная ночь казалась мне глухой, неприветливой и темнее, чем она была на самом деле. Я был на линии железной дороги, которая еще только строилась. Высокая, наполовину готовая насыпь, кучи песку, глины и щебня, бараки, ямы, разбросанные кое-где тачки, плоские возвышения над землянками, в которых жили рабочие, - весь этот ералаш, выкрашенный потемками в один цвет, придавал земле какую-то странную, дикую физиономию, напоминавшую о временах хаоса. Во всем, что лежало передо мной, было до того мало порядка, что среди безобразно изрытой, ни на что не похожей земли как-то странно было видеть силуэты людей и стройные телеграфные столбы; те и другие портили ансамбль картины и казались не от мира сего. Было тихо, и только слышалось, как над нашими головами, где-то очень высоко, телеграф гудел свою скучную песню

                                                                                                     (А. Чехов, рассказ «Огни»).

 

            - Как вы думаете, каково назначение абзаца? (Основное назначение абзаца - расчленение текста с целью выделения его компонентов, что, безусловно, облегчает восприятие сообщения, так как дает некоторую «передышку» при чтении.)

                  - Этот отрывок легко поддается членению на три части. Но автор не делает этого. Почему? (Так как для него здесь важна не событийная сторона происходящего, а эмоциональная. Сила воздействия нерасчлененного на абзацы текста заключается в том, чтобы создать настроение - грустное настроение человека, оставшегося один на один с природой, которая кажется ему грандиозной, а сам он… маленьким и безвестным.)

                       

VI. Итог урока.

 

 

Домашнее задание. Работа по карточкам. Разделить текст на абзацы, вставить пропущенные буквы.

Тютчев по справедливости считается мастером "пейзажа в стихах”. Но сравнительно редко пейзаж даётся поэтом сам по себе. Поэту в высокой степени доступна передача эмоц…онального ощущения вызываемого в человеке явлениями внешнего мира. Именно поэтому каждую весну Л.Н.Толстой повторял тютчевские строфы Как н… гнетёт рука судьбины…, а Некрасов писал по поводу стихотворения "Весенние воды” Читая их чу…ствуеш… весну когда сам н… знаеш… почему делается весело и легко на душе как будто несколько лет свалилось долой с плеч … . Гораздо чаще образы природы служат поэту для вопл…щения его дум о человеке. Нередко двойной смысл стихотворения – прямой, связа…ый с миром природы, и переносный, ин…сказательный, связа…ый с внутре…им миром человека, - подчёркивается самой к…мпозицией. Так например в стихотворени… "Поток сгустился и тускнеет…” образ застывшего "под твёрдым льдом” потока на дне которого продолжает журчать ключ переносится во второй строфе на "убитую хладом бытия” человеческую душу "подо льдистой корой” которой по-прежнему бьются жизне…ые силы. В других стихотворениях оба плана настолько слиты друг с другом, что сост…вляют единое целое ("В душном воздухе молчанье…”. "Дума за думой, волна за волной…”). В некоторых же случ…ях, когда на первый взгляд Тютчев даёт только эмоц…онально окраше…ый "пейзаж в стихах” ("Что ты клонишь над водами…”, "Обвеян вещею дремотой…”), аналогии с человеком н…вольно возникают в сознании… читателя.

 

 скачать можно здесь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Copyright MyCorp © 2025
Конструктор сайтовuCoz