Краткая
история и предмет математики
Исторически составные части математики - арифметика и геометрия - выросли,
как известно, из нужд практики, из необходимости индуктивного решения различных практических задач земледелия,
мореплавания, астрономии, сбора налогов, возврата долгов, наблюдения за небом,
распределения урожая и т.п. При создании теоретических основ математики, основ
математики как научного языка, формального языка наук, различных теоретических
построений стали важными элементами различные обобщения и абстракции, исходящие
из этих практических задач, и их инструментарий.Истоки математики как науки и
языка знаний восходят к Древнему Египту и Древнему Вавилону. Существует и
другая версия историков науки, относящих появление математики (как
теоретической дисциплины) к более позднему, греческому периоду ее развития -
периоду начала использования доказательств геометрических теорем.Математика в
Греции развивалась достаточно быстро, логически, структурно и оформилась как
особая наука с особым методом дедуктивного (от общего к частному) метода
доказательства. Появление математики как систематической науки оказало, в свою
очередь, громадное развивающее влияние на другие области знания. Математика
стала не просто лишь полезным практическим аппаратом, но и основным
инструментом выявления внутренней сущности явлений и процессов, построения
различных теоретических выводов, формальных оснований наук. Это не могло не
привести в древности к мистификации математики, что нашло отражение в
философском учении знаменитого Пифагора и школы его последователей. Основной
тезис пифагореизма - "все есть число", то есть всюду есть и могут
быть обнаружены количественные связи, а всякая закономерность может быть
выражена и объяснима математическими соотношениями.Наряду с пифагорейской
философией, существовала и атомистическая философия (философская школа
Демокрита). В атомистическом подходе математические закономерности выступают
уже как вторичные по отношению к атому - первооснове. Физическое начало
логически предшествует математическому и определяет свойства последнего.
Математическое, в свою очередь, развивает физическое, естественнонаучное,
позволяет открывать и исследовать новые связи и отношения в окружающем мире. В
эпоху Средневековья математика развивалась, в основном, в русле пифагореизма.
Несмотря на многие заблуждения и неточности, эта эпоха дала миру многих
замечательных математиков и ряд важных теорем и положений математики, заложила
элементарные теоретические основы всего естествознания. В XIV-XV вв. в Европе
начался творческий процесс развития математического мышления в арифметике,
алгебре и геометрии, длившийся около двух столетий. Математика стала
рассматриваться не как абсолютное, первичное знание, а как знание эмпирическое,
вторичное, зависящее от внешних реалий. В это время развивались основные идеи
дифференциального и интегрального исчисления, сформировались основные понятия
высшей математики - бесконечно малое приращение, последовательность, предел,
производная, дифференциал и др. (Заметим, что мы нигде далее не будем
употреблять словосочетание "высшая математика", считая математику
единой для тех, кто ее изучает, различая лишь этапы изучения математики -
школьный или вузовский).Необходимость вычисления площадей сложных фигур,
ограниченных произвольными кривыми, развивала методы дифференциального и
интегрального исчисления, расширяла перечень решаемых задач и повышала
сложность решаемых задач, сформировала логически стройную и достаточно полную
систему математических понятий.В XVI-XVII вв. появились новые математические
теории, такие, как, например, теория вероятностей, комбинаторика, которые затем
в XVIII веке стали эффективно использоваться в различных областях
науки и практики. В математике с XVII в. широко начинает применяться метод
доказательства общих положений и выводов на основе частных положений и выводов,
называемый методом математической индукции. Некоторые историки математики
считают правильным отсчитывать историю математики именно с этого периода.
Развивалась и геометрия, которая выходила в своих исследованиях за узкие
пределы практических нужд (измерения длины, площади, объема и т.д.). Неевклидова
геометрия Н.И.Лобачевского (опираясь, в основном, на логическое мышление, на
логические системы и логические выводы из них) показала, что расширение
предмета математики важно не только для внутреннего развития самой математики и
пересмотра устойчивых математических представлений, но и для выяснения роли
математики как языка знаний. Неевклидовы геометрии продемонстрировали, что
геометрия Евклида - не единственный способ восприятия чувственных образов в
мире. Истинность геометрии Лобачевского находит косвенные подтверждения в
астрономии, физике. Известный геометр Ф.Клейн доказал, что геометрия Лобачевского
непротиворечива, если непротиворечива геометрия Евклида.Основой развития
математики в XX веке стал сформировавшийся формальный язык цифр, символов,
операций, геометрических образов, структур, соотношений для
формально-логического описания действительности, - то есть сформировался
формальный, научный язык всех отраслей знания, в первую очередь,
естественнонаучных. Этот язык успешно используется в настоящее время и в
других, "не естественнонаучных" областях.Язык математики - это
искусственный, формальный язык, со всеми его недостатками (например, малой
образностью) и достоинствами (например, сжатостью описания).Математическое
описание фактов, законов природы, общества и познания позволяет нам по-новому
взглянуть на их взаимосвязи, обнаружить новые связи. Зачастую эти связи
невозможно обнаружить без математики, на опыте, в реальном мире.
"Математики
- своего рода французы: когда говоришь с ними, они переводят твои слова на свой
язык, и вот сразу получается нечто иное" (И.В.Гете).
Современная
теоретическая ("чистая") математика это наука о математических структурах,
математических инвариантах различных систем и процессов. "Математика
- это искусство давать разным вещам одно наименование" (А.Пуанкаре).
Современная
прикладная ("не чистая") математика - это наука, занимающаяся поиском,
математическим описанием и исследованием различной природы инвариантов и их приложений.
Предмет науки
обычно понимают как совокупность, систему тех закономерностей, которые
изучаются ею. Строго говоря, математика
непосредственно не изучает реально законы развития природы или общества, как,
например, физика, химия, биология, история и др. Она помогает в их изучении
другим наукам, связывает эти науки, законы, усиливает их. Математика позволяет
получать абстрактное знание о законах и процессах, а эти знания затем
используют все другие науки. Служение наукам не является единственной функцией
математики, ее главной целью. У нее есть свои, важнейшие внутренние цели
эволюции. Специфика математического метода изучения действительности определяет
и особенность критерия истины в математике. В математике критерий истины
выступает в своеобразной форме: мы не можем доказать истинность математического
предложения, основываясь лишь только на практике, как во многих других науках.
Скачать материал можно ЗДЕСЬ |