Основная часть
I. Проблема.
Познакомившись
на уроках литературного чтения с баснями И. А. Крылова, нам захотелось больше
узнать об этом жанре литературы.
- Кто первый
написал басню?
- Кто ещё
сочинял басни?
-
Олицетворением чего являются животные в баснях?
На эти и другие вопросы хотелось
найти ответы.
II.
Проектирование (планирование действий).
У каждого ребенка была
индивидуальная работа по теме проекта. Каждый из них получил задание:
1 уч-ся. О басне.
2 уч-ся. Эзоп.
3 уч-ся. Лафонтен.
4 уч-ся. Крылов.
Все уч-ся. Анализ басен
III. Поиск
информации.
1. Где
можно найти любую информацию? Ну конечно, в книгах! Научились пользоваться
справочной литературой – энциклопедиями, словарями, справочниками.
2. Прочитали
басни из книг разных баснописцев.
3. Некоторые
ребята пользовались Интернетом для сбора информации.
Ребята
приносили подобранный материал и отчитывались о проделанной работе. Мы
обсуждали, отбирали материал.
IV. Продукт.
Каждая группа показала результат
своей работы.
1
уч-ся: о басне.
Что в наше время называется баснею? Стихотворный рассказ происшествия, в
котором действующими лицами обыкновенно бывают или животные, или твари
неодушевленные. Цель сего рассказа — впечатление в уме какой-нибудь
нравственной истины, заимствуемой из общежития и, следовательно, более или
менее Полезной.
Отвлеченная истина, предлагаемая
простым и вообще для редких приятным языком философа-моралиста, действуя на
одни способности умственные, оставляет в душе человеческой один только легкий и
слишком скоро исчезающий след. Та же самая истина, представленная в Действии и,
следовательно, пробуждающая в нас и чувство и воображение, принимает в глазах
наших образ вещественный, запечатлевается в рассудке сильнее и должна
сохраниться в нем долее. Какое сравнение между сухим понятием, облеченным в
простую одежду слов, и тем же самым понятием, одушевленным, украшенным
приятностию вымысла, имеющим отличительную, заметную для воображения нашего
форму? — Таков главный предмет баснописца.
2 уч-ся: Эзоп
Эзоп – полулегендарная фигура
древнегреческой литературы, баснописец, живший в YI веке до н.э. Был
ли Эзоп историческим лицом – сказать невозможно. Истории жизни Эзопа не
существовало. Историки писали лишь то, что Эзоп был рабом на острове Самос,
потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса и был убит.
Откровенно
осуждать людские пороки он не мог, поэтому он обратился к басням, в которых
излагал свои мысли не прямо, а при помощи затейливых иносказаний: говорится про
лисицу и виноград, а подразумевать надо человека и предмет его устремлений.
Его басни давно прославлены на
весь мир, и все позднейшие баснописцы испытывали на себе влияние его таланта.
Под именем
Эзопа сохранился сборник басен в прозе. Басни Эзопа были переведены на многие
языки мира, в том числе знаменитыми басенниками Лафонтеном и Крыловым.
Эзоп считается родоначальником
басни как жанра, а также создателем художественного языка иносказаний – эзопова
языка, который не утратил своей актуальности с античных времён до наших дней.
Самые
известные басни Эзопа – «Черепаха и Заяц», «Мальчик, который кричал «Волки!»»,
«Волк в овечьей шкуре».
3
уч-ся: Лафонтен
Жан де
Лафонтен— знаменитый французский баснописец.
Отец его
служил по лесному ведомству, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей.
Значение
Лафонтена для истории литературы заключается в том, что он создал новый жанр,
заимствуя внешнюю фабулу у древних авторов (в первую очередь — Эзопа и
Федра).
В 1668 году появились первые шесть книг басен, под
скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи г-ном де Лафонтеном»
Именно в первый сборник вошли знаменитые, переложенные впоследствии И. А. Крыловым «Ворона и
Лисица» (точнее, «Ворон и Лис» и «Стрекоза и Муравей» (точнее, «Цикада и
Муравьиха»).
Второе
издание, включавшее уже одиннадцать книг, вышло в 1678
году, а третье, с включением двенадцатой и последней книги — в конце 1693
года. Первые две книги носят более дидактический характер; в остальных
Лафонтен становится всё более свободным, соединяет дидактику с передачей
личного чувства.
Художественному
значению басен Лафонтена способствует также красота поэтических вступлений и
отступлений Лафонтена, его образный язык, особое искусство передавать ритмом
движения и чувства и вообще удивительное богатство и разнообразие поэтической
формы.
Басни Лафонтена написаны в
большинстве случаев вольным стихом; в XVII
веке сам по себе стихотворный характер этого жанра приветствовался не
всеми — басня воспринималась прежде всего как назидание. Также он усложнил
отношение между сюжетной частью и моралью.
4 уч-ся:
И.А.Крылов
Начнем с
портрета. Художник К.Брюллов изобразил баснописца сидящим в кресле. На темном
фоне выделяется лицо с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением
серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза
мудрого человека.
Жизнь
баснописца в детстве была необычайно бедной. Ему не пришлось учиться, но мать
составила план образования сына, следила за его занятиями. Он любил читать,
размышлять о прочитанном. Усиленные самостоятельные занятия принесли
необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых
образованных и просвещенных людей своего времени.
Жизнь не
баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики
бумаг, заботиться о матери и брате. Упорное самообразование и самовоспитание
принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей
своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную
литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык.
За время своей
жизни Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических
произведений, однако больше стал известен как баснописец. В 1855 году в Летнем
саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. В
конкурсе на лучший проект победил барон Петр Карлович Клодт. Он работал над
памятником вместе с художниками К.Брюлловым и Агиным. Крылов изображен сидящим
в кресле, задумчивым. На каждой стороне постамента – барельефные изображения
персонажей наиболее известных басен Крылова. Крылову первому из писателей в
1838 году был устроен юбилей, на котором ему вручили звезду ордена Святого
Станислава.
О смерти И.А.
Крылова поэт П.Вяземский писал: «Россия радовалась и гордилась им и будет
радоваться и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык и
драгоценно будет русскому народу русское слово».
И.А. Крылов
написал более 200 басен. В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих
современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через
образы животных автор высмеивал человеческие пороки.
Заключение
Вывод: басни
высмеивают многие пороки русского общества. Басни сохраняют свою актуальность,
потому что человеческие пороки неискоренимы, неизменны.
в заключении, хотелось бы прочитать слова из басни Эзопа:
В сюжетах красочной одежды есть …
орех
Он в каждой басенке за внешнею обёрткой
Укрыт надёжно, ограждённый твёрдой коркой.
Скорлупка вкусный плод хранит. Но … не для всех…
А коль пустой орех – кори тогда
себя.
Не говори же, что бесплодная Земля
Скачать конспект полностью ЗДЕСЬ |