Тема: Устойчивые сочетания слов
Педагогическая цель: ознакомление с устойчивыми
сочетаниями слов
Задачи: углубить представление о наличии в русском
языке особого рода словосочетаний - устойчивых выражений, смысл которых не
определяется значениями входящих в них слов;
упражнять в установлении значений фразеологизмов (с
использованием фразеологических словарей), в синонимической замене одним словом
или сочетанием слов, в нахождении рифмы, в употреблении фразеологизмов в речи
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся: раскрывать смысл
фразеологизмов, уместно употреблять их в речи, выявлять экспрессию и образность
русских устойчивых выражений.
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют
внимание, удивление, желание больше узнать; выстраивают добрые отношения в
учебном коллективе;
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: формулируют вместе с учителем учебную
задачу и планируют её выполнение; адекватно оценивают правильность выполнения
своих учебных действий.
Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск
необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные
справочные материалы; научатся находить, сравнивать, классифицировать
устойчивые сочетания слов.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся
к координации различных позиций в сотрудничестве.
Оборудование и материалы: учебник Л.Я.Желтовской
" Русский язык", интерактивный комплекс, словарь фразеологизмов,
карточки с заданиями, сигнальные фонарики.
Сценарий
урока
I. Организационный момент.
Приветствие детей, настрой на урок.
Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь
друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы
спокойны и добры, приветливы и ласковы. Я желаю сегодня вам удачи на уроке,
хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
А что вы хотите пожелать мне?
Глубоко вдохните, выдохните...Выдохните вчерашние
обиду, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту
осеннего дня, чистоту рек, тепло солнечных лучей.
Добро пожаловать в необыкновенную страну,
которая владеет несметными сокровищами и
щедро одарит того, кто станет дорогим и желанным гостем.
2. Актуализация знаний.
2.1. Минутка
красивого письма.
Письмо заглавных букв: Ф Р А З Е О Л О Г И Я
Вспомните написание основных элементов "Письма
с секретом"
2.2. Собрать из слов предложение:
С малой удачи начинается большой успех.
Запишите предложение.
2.3. Прочитайте хором предложение.
-При написании какого слова нужно сопоставить нормы
произношения и нормы правописания?
-Из каких словосочетаний построено предложение?
-Какое из сочетаний слов может стать основой
предложения - главными членами?
-Почему это сочетание нельзя назвать
словосочетанием?
-Какие средства языка нам помогают называть, а какие
выражать мысли и чувства?
Учитель:
-В середине прошлого века лингвисты называли
словосочетание "распространённым словом".
Однако в современном мире преобладает взгляд на
словосочетание как синтаксическую единицу, особо построенную.
3. Целеполагание, мотивация, определение темы.
- О герое какой сказки говорится в четверостишии?
Колотил да колотил
По тарелке носом.
Ничего не проглотил
И остался с носом.
-Назовите словосочетания с выделенным словом. Какое
значение имеет каждое словосочетание?
Значение какого из них нужно уточнить?
Учитель: В русском языке есть много устойчивых
сочетаний слов, смысл которых не определяется значениями входящих в них слов.
Введение понятия (с термином)
-Для того чтобы узнать название страны, нужно
прочитать слово из букв, которые вы написали в тетрадях.(Страна Фразеология)
-Как зовут жителей этой страны?(Фразеологизмы)
-Назовите тему и цель нашего урока
Тема урока: Устойчивые сочетания слов.
4. Постановка исследовательской задачи.
Проблемные вопросы:
Зачем нам нужны фразеологизмы?
Откуда они к нам пришли?
Есть ли у фразеологизмов синонимы и антонимы?
5.Прогнозирование результатов по заявленным целям
обучения.
-А задумывались ли вы над вопросом: Как же так
получается: знаний всем дают одинаково, а получают все по- разному. Причин,
наверное, может быть много, я вам
предлагаю разобраться с одной из них.
-Я раздам вам таблички в которых записаны желания (цели)
трёх учеников.
Обсудите в паре и ответьте на вопросы.
1) Какой багаж знаний по русскому языку получит
каждый учащийся, если его цель осуществится?
2) Какой из них вам кажется значительным?
Желания(цели)
учеников
|
Багаж знаний
|
1)Запомнить
как можно больше фразеологизмов
|
|
2)
Нет цели
|
|
3)
Понять новый материал и научиться его применять.
|
|
Работа в паре. Выполнение заданий.
Какое слово в карточке вам непонятно? К какому
словарю мы обратимся, чтобы уточнить значение слова?
Багаж – 1) упакованные для отправки вещи, груз
пассажиров; 2) перен. О запасе знаний.
Общее обсуждение в классе.
Учитель:
-Много выученных фразеологизмов как "груда осенних листьев", среди
которых трудно найти то, что нужно именно сейчас.
Понимать и умение применять говорит о том, что знания, "как в
библиотеке" лежат на нужных полочках, их можно взять и использовать.
6.Организация деятельности учащихся по усвоению
новых знаний
6.1 Работа с инвариантной частью учебника
Упр.69
-Значения каких устойчивых сочетаний передал в
рисунках художник - иностранец?
Запишите выражения и их "перевод".
Водить за нос - обманывать;
Утереть нос - обойти (опередить) кого - то;
Смотреть сквозь пальцы - намеренно не обращать
внимания на что - либо.
Информационный поиск: самопроверка по словарю.
Оценка результата своей деятельности ("зажги"
светофор)
7. Мини - исследование: Откуда к нам пришли фразеологизмы?
7.1 Диалог
-Зима на носу.
-Да, скоро белые мухи полетят.
7.2 Город мастеров
-Мы пришли с вами в город мастеров. Здесь в каждом
домике живут фразеологизмы, возникшие в устной речи людей разных профессий.
Работа с интерактивной доской
Деление на группы:
Столяр
Портной
Повар
(Топорная работа; без сучка, без задоринки; снять
стружку; разделать под орех; на один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь,
один раз отрежь; шито белыми нитками, калачом не заманишь, заварить кашу,
толочь воду в ступе)
-Назовите основание для деления. (Профессия)
7.3 Работа по учебнику
Самостоятельная работа. Упр. 70 "Доскажи словечко"
Задание по выбору
Информационный поиск: Уточните значения устойчивых сочетаний в
словаре.
Оценка результата своей деятельности ("зажги"
светофор)
-Скажите,
ребята, мы можем теперь ответить на вопрос: Откуда пришли к нам фразеологизмы?
(Из
разговорно - бытовой речи, из речи людей разных профессий, из
художественной литературы)
8. Игра «Угадай-ка»
Жители страны Фразеология предлагают вам по
картинкам угадать фразеологизмы.
9. Посёлок
синонимов и антонимов.
- Есть ли у фразеологизмов синонимы и антонимы?
- Найти к каждому устойчивому сочетанию в левой
колонке противоположное в правой.
Лясы точить;
Не покладая рук;
Держать ухо востро;
Держать язык за зубами;
Сидеть, сложа руки;
Воды в рот набрать;
Кричать во всю Ивановскую; Ворон считать;
На чужой шее сидеть; Своим
горбом жить;
От рук отбиться;
Держать в ежовых рукавицах;
10. Работа по учебнику.
Найти записать смысловую пару к устойчивым
выражениям. Упр. 71
11. Тесты.
Б.1
Какой из фразеологизмов означает «метко, точно»?
А. Не в бровь, а в глаз;
Б. Внести свою лепту;
В. Дело в шляпе;
Г. Не мытьём, так катаньем;
Б.2
Какой из фразеологизмов означает « неожиданно»?
А. Отложить в долгий ящик;
Б. Гнаться за длинным рублём;
В. Игра не стоит свеч;
Г. Как снег на голову;
Б.3
Какой из фразеологизмов означает « тесно»?
А. Остаться с носом;
Б. Играть на нервах;
В. Как селёдки в бочке;
Г. Банану негде упасть;
Б.4
Какой из фразеологизмов означает « опытный»?
А. Козёл отпущения;
Б. Стреляный воробей;
В. Важная птица;
Г. Семь пятниц на неделе;
Вывод: К
фразеологизмам можно подобрать слова - синонимы и антонимы.
11.Сбор информации о том, что известно и
актуализация важности изученного.
Какие фразеологизмы вы знаете?
Работа с фразеологическим словарём.
Упр.73 Интеллектуальный марафон
12. Подведение итогов урока.
Организовать рефлексивное обсуждение результатов
работы.
- Как вы можете оценить «багаж своих знаний»?
- Что помогла понять вам работа на этом уроке?
Оцени свою работу
1. Я
переливала из пустого в порожнее.
2. Я
устала и вышла из себя.
3. Я
работала не покладая рук.
4. Я
устала, но взяла себя в руки.
5. Я
смотрела на работу класса в оба глаза.
Учитель:
- Не
переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук.
- И хоть к
концу урока вы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и
продолжили работу.
- И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на
работу одноклассников сквозь пальцы.
Домашнее задание:
Перед вами «груда осенних листьев» на которых
написаны устойчивые сочетания слов. Я
предлагаю вам написать предложения или связный текст, используя эти
фразеологизмы.
|